?

Log in

No account? Create an account

Апрель 1, 2014


Previous Entry Поделиться Next Entry
01:01 pm - Пара слов о велосипедистах
В Москве и в стране в целом велосипеды становятся всё популярнее. На днях в ПДД внесли поправки, направленные в первую очередь на велосипедистов и водителей мопедов. Эту заметку меня сподвиг написать тот факт, что аналогичных "разборов" я тупо не нашёл и сел разбираться сам. А уж раз написано - почему б и в ЖЖ не разместить - может, поможет кому. А заодно скажите, имеет ли мне смысл в будущем публиковать такие "псевдоаналитические" записи? :)





Отдельно замечу, что я не юрист и никогда им не был.

Текста много и от этого никуда не деться.

Выжимки из правил (как старых, так и новых) выделяю курсивом.

В первую очередь, рассмотрим изменения уже имеющихся терминов в правилах. Изменения выделены жирным


Было:
1.2

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» – двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

«Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.




Стало:
1.2

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» – двух или трехколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб.см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной загрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт

«Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от нее газоном.




Из этого можно вынести следующее:
1. Велосипеды с электроустановкой заданных параметров однозначно идентифицируются как велосипеды (а не мопеды).
2. Мопеды теперь являются механическими транспортными средствам
3. К мопедами относятся ТС с электроустановкой установленных параметров (в т.ч. велосипеды, которые по параметрам не проходят в классификацию «велосипед»)
4. Человек на роликах ранее в правилах вообще не был обозначен, как и самокатчик (и формально раньше самокат подходил под определение «велосипеда» и сейчас бы подошёл, если б не эта оговорка)



Вводятся также новые определения:
"Велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом.";
"Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.";
"Полоса для велосипедистов" - полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.";
"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.";
"Пешеходная зона" - территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.";
"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" -конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.";


Из основного – появление термина «велопедист» в правилах. Интересно что здесь также есть разные варианты велодорожек, что, в общем, правильно – нельзя грести под одну гребёнку дорожку на тротуаре и на проезжей части.
На этом с терминологией всё – других изменений в разделе 1 нет.

В разделах 2, 4 и 9 есть небольшие изменения, но по сути они просто вводят новые термины в правила и приводят правила в соответствие с изменившимися. Принципиальных изменений они не несут, так что я решил их опустить, но для интересующихся могу обозначить :)


В пункте 12.2 добавление:
Было:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6—8.6.9.
Стало:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6—8.6.9.


Табличка 8.4.7

В пункте 12.4 добавляется одна строчка:
12.4. Остановка запрещается:

- на полосе для велосипедистов


Изменяется правило проезда перекрёстков в пункте 13.1
Было:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
Стало:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Едущим прямо велосипедистам теперь дорогу надо уступать в любом случае.

Дальнейшие изменения касаются раздела 24, который делится на два:
24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов»
25 «Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных»
Новый раздел 25 я рассматривать не буду, а вот про 24 поговорим:
Обновлённый раздел значительно длиннее старого и построен по другой схеме, поэтому я буду просто приводить текст нового варианта и комментировать

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Главное изменение здесь в том, что ране ПДД в принципе не предусматривали велосипедистами лиц до 14 лет

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;


В сущности, здесь ничего нового кроме упоминания возраста

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

В предыдущей редакции габариты обозначались исключительно для перевозимого груза

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;


Ранее оговаривалось только создание помех пешеходам относительно движения по обочине

по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.


Раньше движение велосипедов по тротуару не разрешалось в принципе. Перевозка ребёнка до 7 лет на дополнительном сидении хоть и была разрешена, но тоже – не по тротуару.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Раньше лица до 14 лет в правилах не упоминались в принципе. Теперь им официально разрешается ездить по тротуару, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон в любом случае, но не разрешается двигаться по проезжей части.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

А вот для самых маленьких велосипедистов (до 7 лет) фактически действуют те же правила что и для пешеходов.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей
части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.


Движение в два ряда предыдущей редакцией правил не предусматривалось вообще.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.


Здесь всё по-старому за исключением упоминания пар в случае движения в два ряда

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Вполне закономерное замечание – велосипедиста хоть и пустили официально на тротуар, но он не должен создавать помех пешеходам. Пешеход на пешеходной дорожке – главный, это логично и правильно.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Мопедистов, разумеется, на тротуар и пешеходные дорожки никто выпускать не собирается.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей
мопедов).


Перевозка пассажиров старше 7 лет теперь разрешена, если велосипед конструктивно это поддерживает

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

По буксировке – никаких изменений

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других
транспортных средств.


В предыдущей редакции световозвращатели не были прописаны даже в рекомендательной форме

В приложении 1 присутствует набор изменений относительно дорожных знаков. По сути, они просто приводятся в соответствие с правилами. Предметно останавливаться не буду.

Подводя черту под всем этим, могу сказать следующее: Главным позитивным итогом изменений становится то, что права и обязанности велосипедиста расписаны более конкретно, что безусловно – благо. Кроме того, де-факто узаконено движение велосипедистов по тротуарам без создания помех пешеходам (а те, кто гоняют по тротуарам, не обращая внимания ни на кого, кроме себя – делают это и сейчас).


Напоминаю, что всё самое оперативное я публикую в Твиттере.

Кроме того, меня можно найти в Facebook. Или на публичной странице в VK.

А для любителей квадратных фото есть Инстаграм

Подключайтесь!



(1 комментарий | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:teufelus
Date:Апрель 1, 2014 10:31 am
(Link)
очень всё правильно
Пара слов о велосипедистах - kronos: Техника и Транспорт

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> andrey-kronos.ru

Links
> andrey-kronos.ru
> Facebook
> Twitter
> Instagram
> VK

> Go to Top
LiveJournal.com