Андрей Перечицкий (kronos) wrote,
Андрей Перечицкий
kronos

Пара слов о велосипедистах

В Москве и в стране в целом велосипеды становятся всё популярнее. На днях в ПДД внесли поправки, направленные в первую очередь на велосипедистов и водителей мопедов. Эту заметку меня сподвиг написать тот факт, что аналогичных "разборов" я тупо не нашёл и сел разбираться сам. А уж раз написано - почему б и в ЖЖ не разместить - может, поможет кому. А заодно скажите, имеет ли мне смысл в будущем публиковать такие "псевдоаналитические" записи? :)





Отдельно замечу, что я не юрист и никогда им не был.

Текста много и от этого никуда не деться.

Выжимки из правил (как старых, так и новых) выделяю курсивом.

В первую очередь, рассмотрим изменения уже имеющихся терминов в правилах. Изменения выделены жирным


Было:
1.2

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» – двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

«Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.




Стало:
1.2

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» – двух или трехколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб.см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной загрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт

«Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от нее газоном.




Из этого можно вынести следующее:
1. Велосипеды с электроустановкой заданных параметров однозначно идентифицируются как велосипеды (а не мопеды).
2. Мопеды теперь являются механическими транспортными средствам
3. К мопедами относятся ТС с электроустановкой установленных параметров (в т.ч. велосипеды, которые по параметрам не проходят в классификацию «велосипед»)
4. Человек на роликах ранее в правилах вообще не был обозначен, как и самокатчик (и формально раньше самокат подходил под определение «велосипеда» и сейчас бы подошёл, если б не эта оговорка)



Вводятся также новые определения:
"Велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом.";
"Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.";
"Полоса для велосипедистов" - полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.";
"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.";
"Пешеходная зона" - территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.";
"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" -конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.";


Из основного – появление термина «велопедист» в правилах. Интересно что здесь также есть разные варианты велодорожек, что, в общем, правильно – нельзя грести под одну гребёнку дорожку на тротуаре и на проезжей части.
На этом с терминологией всё – других изменений в разделе 1 нет.

В разделах 2, 4 и 9 есть небольшие изменения, но по сути они просто вводят новые термины в правила и приводят правила в соответствие с изменившимися. Принципиальных изменений они не несут, так что я решил их опустить, но для интересующихся могу обозначить :)


В пункте 12.2 добавление:
Было:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6—8.6.9.
Стало:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6—8.6.9.


Табличка 8.4.7

В пункте 12.4 добавляется одна строчка:
12.4. Остановка запрещается:

- на полосе для велосипедистов


Изменяется правило проезда перекрёстков в пункте 13.1
Было:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
Стало:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Едущим прямо велосипедистам теперь дорогу надо уступать в любом случае.

Дальнейшие изменения касаются раздела 24, который делится на два:
24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов»
25 «Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных»
Новый раздел 25 я рассматривать не буду, а вот про 24 поговорим:
Обновлённый раздел значительно длиннее старого и построен по другой схеме, поэтому я буду просто приводить текст нового варианта и комментировать

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Главное изменение здесь в том, что ране ПДД в принципе не предусматривали велосипедистами лиц до 14 лет

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;


В сущности, здесь ничего нового кроме упоминания возраста

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

В предыдущей редакции габариты обозначались исключительно для перевозимого груза

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;


Ранее оговаривалось только создание помех пешеходам относительно движения по обочине

по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.


Раньше движение велосипедов по тротуару не разрешалось в принципе. Перевозка ребёнка до 7 лет на дополнительном сидении хоть и была разрешена, но тоже – не по тротуару.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Раньше лица до 14 лет в правилах не упоминались в принципе. Теперь им официально разрешается ездить по тротуару, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон в любом случае, но не разрешается двигаться по проезжей части.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

А вот для самых маленьких велосипедистов (до 7 лет) фактически действуют те же правила что и для пешеходов.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей
части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.


Движение в два ряда предыдущей редакцией правил не предусматривалось вообще.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.


Здесь всё по-старому за исключением упоминания пар в случае движения в два ряда

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Вполне закономерное замечание – велосипедиста хоть и пустили официально на тротуар, но он не должен создавать помех пешеходам. Пешеход на пешеходной дорожке – главный, это логично и правильно.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Мопедистов, разумеется, на тротуар и пешеходные дорожки никто выпускать не собирается.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей
мопедов).


Перевозка пассажиров старше 7 лет теперь разрешена, если велосипед конструктивно это поддерживает

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

По буксировке – никаких изменений

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других
транспортных средств.


В предыдущей редакции световозвращатели не были прописаны даже в рекомендательной форме

В приложении 1 присутствует набор изменений относительно дорожных знаков. По сути, они просто приводятся в соответствие с правилами. Предметно останавливаться не буду.

Подводя черту под всем этим, могу сказать следующее: Главным позитивным итогом изменений становится то, что права и обязанности велосипедиста расписаны более конкретно, что безусловно – благо. Кроме того, де-факто узаконено движение велосипедистов по тротуарам без создания помех пешеходам (а те, кто гоняют по тротуарам, не обращая внимания ни на кого, кроме себя – делают это и сейчас).


Напоминаю, что всё самое оперативное я публикую в Твиттере.

Кроме того, меня можно найти в Facebook. Или на публичной странице в VK.

А для любителей квадратных фото есть Инстаграм

Подключайтесь!


Tags: ПДД, велосипеды
Subscribe
promo kronos december 15, 2014 10:01 34
Buy for 30 tokens
Кассы, вагоны, станции, эскалаторы - это та малая часть метро, которую видят пассажиры. Так сказать, вершина айсберга. Давайте немного посмотрим на "обратную" сторону метрополитена. На днях мне удалось посетить электродепо "Печатники", обслуживающее Люблинско-Дмитровскую (10) линию московского…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment