kronos

Categories:

Озеро Баскунчак - самая солёная железная дорога России

Солёное озеро Баскунчак в Астраханской области однозначно является одним из самых красивых и интересных мест в России. Но что же оно из себя представляет, чем знаменито и самое главное - причём здесь железная дорога?! Сегодня отвечу на все эти вопросы

Для начала, что же такое солёное (а точнее "минеральное") озеро? Это озеро, солёность которого превышает 1 промилле (до 35 промилле - солоноватое, выше 35 - солёное). Солёность Баскунчака - 300 промилле, для сравнения солёность Мёртвого моря 300-350 промилле. С теорией всё :).

Баскунчак - не только уникальный природный объект, но и вполне себе промышленно используемый. Соль в Баскунчаке очень чистая (99,8% NaCl), чем и обусловлен тот факт что здесь добывается до 80% всей соли в России

Глубина залегания соли здесь достигает 6 км. При площади озера в 106 квадратных километров, таких запасов хватит на очень и очень многие годы

Но ведь соль мало добыть - её надо транспортировать, а для начала как-то вывезти с самого озера. Для этого прямо по поверхности озера (которое по большей своей части отнюдь не жидкое) проложена ветка железной дороги

Причём это не капитальное сооружение на века с насыпью и прочими атрибутами. Шпалы уложены прямо на поверхность озера (читай прямо на соль) и при необходимости ветка очень быстро удлиняется, укорачивается или вообще перекладывается в нужное место

Шпалы (да и рельсы, впрочем, тоже) постепенно покрываются солью и именно поэтому данную ветку можно назвать самой солёной (или, как минимум, одной из самых солёных) железной дорогой России

Старые шпалы на поверхности озера тоже есть. Раньше поезда ходили здесь, теперь в этом необходимости нет. А шпалы то ли сложно выковыривать из соли, то ли просто менее трудозатратно привезти новые на новое место.

А эти гвозди, видимо, скоро будут крепить рельсы к шпалам уже на новом месте

Первым делом, вагоны с озера прибывают на станцию "Нижний Баскунчак", расположенную в одноимённом посёлке на берегу солёного озера. Уже здесь вагоны сортируются, собираются в составы и увозят соль по всей стране

Открытые, закрытые - все эти вагоны либо уже заполнены солью, либо будут заполнены

Старые шпалы не только остаются лежать или перевозятся на новое место, но и служат своеобразными ориентирами на поверхности

Что же до самого озера, то оно, конечно же, пользуется популярностью не только у солезаготовителей, но и у обычных людей

Озеро не на всей своей площади жесткое и плотное. Есть несколько углублений (скорее всего, оставшихся от выработок соли), заполненных "рапой" - солёным раствором

Здесь, как и в мёртвом море утонуть практически невозможно - даже если ничего не делать, рапа "вытолкнет" на поверхность. Здесь многие учатся плавать (хотя, если такая солёная вода попадает с рот - приятного мало, хотя ничего плохого от этого не будет)

Популярность Баскунчака неплохо поспособствовала развитию местной инфраструктуры. Здесь нет чего-то выдающегося, но простые удобства предприимчивые местные организовали.

Здесь и навесы для парковки машин (а солнце здесь очень активное) и душевые кабины. Причём, цены здесь отнюдь не конские - за парковку машины под навесом я отдал 150 рублей, за пользование душевой - 50 с человека. Также душевые можно использовать как переодевалки - это бесплатно. В общем, не скажу что это какие-то заоблачные ценники.

"Выдолбленные" ёмкости с рапой находятся на достаточном расстоянии от "берега". Можно дойти пешком, а можно воспользоваться услугами уазиков, цены на которые уже, в отличие от парковки, "кусаются". Всего "миниозёр", на которые предлагают отвезти, три, за поездку до среднего из них мы отдали 1200 рублей (ближнее дешевле, но совсем мелкое, дальнее дороже). Сумма берётся не с человека, а с машины. На пути туда мы скооперировались с одной семейной парой и получилось по 300 с носа, обратно уже по 600, т.к. ехали только вдвоём. Но главное, среди водителей действует негласное правило "привёз - отвези". Т.е. если вас привезли на озеро, то и обратно тот же водитель вас вывезет, даже если вы задержитесь дольше всех.

По сети гуляют страшилки что водители уазиков специально "пугают" тех кто не заплатил за поездку, а пошёл пешком, проезжая очень близко - это всё выдумка, такого нет.

Там же на "берегу" продают местную целебную глину - некоторые прям у озера ей обмазываются и потом идут смывать прямо на месте в рапе. Ну и пирожков местных можно прикупить.

Понятное дело, что никаких карточек - берите с собой наличку

Что же по итогу? Баскунчак - место, которое однозначно стоит посетить. Но, повторюсь, солнце даже в сентябре очень активное - можно очень легко обгореть (возможно и соль на это тоже влияет)

А ещё нас провожала вот такая милая собачка (она же ходила со мной фотографировать вагоны на станции Нижний Баскунчак), впрочем, это уже совсем другая история

Спасибо за внимание!

promo kronos december 15, 2014 10:01 35
Buy for 30 tokens
Кассы, вагоны, станции, эскалаторы - это та малая часть метро, которую видят пассажиры. Так сказать, вершина айсберга. Давайте немного посмотрим на "обратную" сторону метрополитена. На днях мне удалось посетить электродепо "Печатники", обслуживающее Люблинско-Дмитровскую (10) линию московского…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.